Рождение Русского флота.

 

Предварительная работа:

- Беседы с детьми о видах водного транспорта (речной, морской пассажирский, грузовой, военный).

- Рассматривание иллюстраций, картин художников, фотографий.

- Чтение книг.

Цель занятия:

- Приобщить детей к прошлому и настоящему в истории становления Российского флота (в историческом и географическом аспекте).

-Развивать умение находить причину и следствие событий происходящих в историко-географическом пространстве.

- Развивать умение сравнивать образ жизни свой и людей живших в другом времени.

- Воспитывать любовь к Родине.

Ход занятия:

На столике лодочка из бумаги, лодочка из щепочки с парусом, макет корабля с парусами, макет современного корабля.

- Ребята, как вы, думаете, для чего я принесла на занятие столько разных лодочек и кораблей? (ответы детей).

- Мы сегодня будем говорить о флоте. А для чего нужен флот? (перевозить грузы, путешествовать, охранять водные границы).

- Я хочу пригласить вас в путешествие, но не на корабле, а на машине времени. И отправимся мы с вами в то  время когда в нашей большой стране еще не было флота, а люди плавали на лодках, сделанных из больших деревьев. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите.

         (выставляю на мольберт изображения старинных лодок).              

-Открывайте глаза перед вами лодки-долбленки. Как вы, думаете почему они так называются? (их выдалбливали из больших деревьев).

-на таких лодках хорошо было плавать по реке, но много груза в такую лодку не положишь. Давайте попробуем запустить бумажную лодочку с грузом по спокойной реке (в лодочку накладываем мелкие предметы, она плывет). Но вдруг налетел ветер, поднялись волны и лодка переворачивается.

- Что же делать?- думали люди. И стали придумывать другие лодки с высокими бортами, а чтобы ветер не переворачивал лодку, к ней приладили парус                                  

Давайте попробуем запустить парусную лодку (дети дуют на парус).

-Такие маленькие лодки с парусом были удобны для плавания по рекам и озерам и не могли выходить в моря, но людям очень хотелось плавать и по большим морям, они мечтали об этом. Очень мечтал об этом и царь Петр I.

- Скажите, каким вы себе представляете царя? (ответы детей).

- Хотите узнать каким он был на самом деле? Тогда садимся в машину времени и летим во времена царя Петра. (дети закрывают глаза, меняю картины на фотографии музея «Ботик Петра I».                                    

- Царь Петр, когда был маленький очень любил играть в войну. У него было свое войско, и свой маленький флот, который он запускал по реке Яузе в Москве. Но он подрастал, стал юношей и стал мечтать о настоящих кораблях, которые могли бы плавать в морях. И вот мы с вами на машине времени перенеслись в город Переславль на Плещеево озеро                              

- Посмотрите какое оно большое. Вдалеке на фоне неба, стоит красивый монастырь, он называется Горицкий. Как вы, думаете почему его так назвали? (он стоит на высокой горе, от него дорога спускается прямо к озеру).

- На берегу стоят люди и среди них высокий молодой человек, это царь Петр. Он смотрит на озеро и радуется                                

- Тут есть, где боту разойтись, довольно ему простору!- говорит он своим друзьям.

- Да, это не Яуза и не Просяной пруд, где только гусям по колено! Тут не только лодки, большой корабль под парусом пустить можно!- отвечают ему друзья. Повернулся к ним Петр, блеснул глазами.

- Флотилию строить будем! Сколько чаек на воде, столько и кораблей пустим!

- Ребята, если бы вы, сейчас захотели построить корабль, у вас бы получилось? (ответы детей).

- Посмотрите, какие молодые царь и его друзья. Но рядом с ними стоит пожилой человек и внимательно смотрит на них. Не умел царь Петр строить корабли, но очень хотел научиться и для этого он пригласил мастера Бранта из страны Голландии. И закипела работа. Царь Петр тоже работал вместе со всеми. С утра до позднего вечера то рубит, то пилит, то строгает. (дети рассматривают картину).                                                                                                                                                     

- Сил у Петра много, а вот терпения недостает. Когда же они спустят на воду первый корабль? Неутомимо трудился рядом с царем и мастер Брант, уча его не только строить корабли, но и другому – не торопиться. Всему свое время.

И вот это время настало. Под колокольный звон, и пушечные залпы был спущен на воду первый русский корабль. Не один плыл этот корабль, целая флотилия, белея парусами следовала за ним. Хотя это были настоящие корабли, флот этот называли потешным, как вы, думаете почему? (ответы детей)                                                           

- флот был построен на озере и уйти за его пределы корабли не могли. Царь Петр был юным, он играл и учился на своих кораблях, чтобы потом, став взрослым создать уже на море настоящий сильный морской флот. Сейчас в Переславле есть музей, который называется «Ботик Петра I», где сохранены некоторые из кораблей потешного флота.

- А мы с вами снова представим, что машина времени уносит нас в наше настоящее время. Скажите, вам, понравилось путешествие? А царь Петр оказался таким, каким вы, его себе представляли? (ответы детей).

 - Царь Петр был очень трудолюбивым. Когда он вырос, научился строить корабли, а вы хотели бы научиться строить корабли?

- Давайте постоим свою потешную флотилию. Корабли мы сделаем из разного подручного материала, а потом будем запускать его в нашем надувном бассейне. Пригласим малышей, чтобы они тоже поиграли в кораблики и порадовались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страница обновлена 24.07.2017