Развитие культуры толерантности у дошкольников.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций. В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей…" (ст. "Принципы государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".

 

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.

Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

 

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

 2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

 3) русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие;

 4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

 5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

 7) с традициями празднования Нового Года,  у разных народов

Мастер  класс

«Волшебный поясок».

 

Цель: сформировать знания о поясе, его значении в народном костюме.

Задачи:

Обучающие: – расширить знания детей о поясе, как элементе народного костюма, познакомить со старинным видом плетения пояса в технике дергание.

Развивающие: – развивать художественные способности средством рукоделия.

Воспитательные: – воспитывать интерес к историческому наследию и культурным ценностям своего народа, интерес к народному искусству через развитие творческих способностей.

Словарная работа: оберег, омофор, живот в значении жизнь.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям поясок, сплетенный из нитей трех цветов красного, синего и белого.

-Что это? (поясок).

-Что напоминает нам по цвету поясок? (Российский флаг).

-Может быть кто-то знает почему эти цвета на Российском флаге?

-Это придумал царь Петр Первый. Когда он построил свой флот, у него не было флага, по которому другие страны отличали бы в море российские корабли и в октябре, когда люди отмечали один из главных церковных праздников покров пресвятой Богородицы, царь нарисовал флаг. А цвета он взял такие как на одеждах Богородицы. Посмотрите красный это цвет головного покрывала Богородицы, правильно он называется омофор. Синий это цвет платья, а белый это цвет платка, который привешивался к поясу и называется запоясный плат. Царь Петр считал, что Матерь Божья оберегает российский флот, а значит и царя и все его царство.

-Эти цвета издревле почитались народом. Ими украшали свои жилища, и одежду, вышивали затейливые узоры на ней, одевали её по праздникам. Я не случайно показала вам именно поясок, он тоже оберегал людей. Пояс это часть народного костюма многих народов, взглянув на него, можно было многое узнать о человеке: откуда он родом, богат или беден, женат или холост.

-Пояс имеет много названий, подскажите какие? (поясок, подпояска, покромка, тесемочка, кушак, опоясочка).

-Без пояса нельзя было ходить, это считалось неприличным. Как вы думаете что значит выражение – «распоясался»?(расхулиганился, плохо вел себя)

-Это выражение пришло к нам из тех далеких времен, когда без пояса могли ходить только маленькие дети.

Скажите куда повязывают пояс? (на живот)

- А вы, знаете, животом раньше называли жизнь (сражаться, не жалея живота своего т.е. не жалея жизни). Пояс замыкается в кольцо, а кольцо или обруч всегда защищал человека от недобрых сил, на него женщины подвешивали различные украшения, которые тоже оберегали их. Мужчины подвешивали на свои пояса ножи, мечи.

Я хочу предложить вам сделать свой поясок – оберег, делать мы его будем в старинной технике дергание.

 

                             

 

 

Страница обновлена 24.07.2017